Управление маркетингом

Говорим о целях, структуре и концепциях управления.
Любое предприятие, вне зависимости от его масштабов, нуждается в грамотном управлении маркетингом. Это не только реклама, так как спектр задач и целей в разы шире. Если говорить коротко, то маркетинг являет собой организацию производства и сбыта товаров и услуг на базе изучения рынка и его потребностей, но и им нужно управлять.

чем управлять?

Что включает в себя маркетинг

Включен целый комплекс мероприятий, среди которых:
  • Планирование.
  • Организация.
  • Формирование цены.
  • Выпуск товаров/разработка услуг.
  • Продвижение.
  • Сбыт продукции, реализация услуг.

Таким образом, можно:
  1. Разобрать, какие потребности у рынка, чтобы создать актуальный продукт.
  2. Сохранить и повысить конкурентоспособность.
  3. Вырастить конверсию.

Задачи маркетинга – определить спектр товаров/услуг, целевую аудиторию, цену и привлечь внимание. Очень важна слаженная работа по усовершенствованию и определению сильных сторон компании. То есть именно маркетинг призван решать ключевые задачи, определяющие направление в развитии предприятия.

Цели и задачи

Управление маркетингом являет собой комплекс работ. Это не обособленные процессы, а общая «картинка».

Не стоит путать сам маркетинг с управлением им, так как цели управления маркетингом вполне конкретны:

  1. Установление и дальнейшее поддержание контактов с ЦА.
  2. Реализация всех поставленных задач.
  3. Обеспечение рентабельности для получения прибыли.
  4. Занятие прочного места «под солнцем» на рынке.

ТОП-5 концептов

Это целая наука, и многие специалисты имеют свои теории на этот счет. Предлагаем познакомиться с концепциями управления маркетингом по Филипу Котлеру. Он выделил всего 5 концепций для ведения маркетинговой деятельности.
1
Концепция управления маркетингом «Совершенствование производства». Она заключается в том, что, чем дешевле товар, тем выше спрос. Логично, что потребитель охотнее покупать доступные продукты/услуги, следовательно, надо делать ставку на то, чтобы сделать производство более эффективным, работать над системой распределения.
2
Совершенствование товара. Котлер убежден, что целевая аудитория лучше отдает деньги за товары с высоким качеством, характеристиками и свойствами, а, значит, усилия направляются на улучшение этих признаков.
3
Интенсификация усилий. Здесь все просто и логично: чтобы люди оформляли заказы/делали покупки, следует сосредоточиться на сфере сбыта и стимулировании продаж, включая эти аспекты в планирование управления маркетингом, так как секрет успеха кроется в сильных рекламных кампаниях.
4
Маркетинг. Вернемся к тому моменту, когда коротко описывалась сама суть. Все это лежит в базисе концепции с одноименным названием. Для достижения целей и задач, нужно выявить потребности рынка, изучив потенциального потребителя, а затем выбрать эффективные способы для их удовлетворения. При этом, они должны быть не просто эффективными, а улучшенными, если сравнивать с конкурентами. Проще говоря, потребитель должен получить то, чего хочет, в чем испытывает потребность.
5
Социально-этический маркетинг. Это относительно «молодая» философия производства, заключающаяся в том, что нужно сохранять окружающую среду, и компания должна не просто получать прибыль за удовлетворение запросов своих потребителей, но и думать об интересах всего социума.
Таким образом, организация управления маркетингом с использованием 5 концепций – это показатель эволюции, развития маркетинговой деятельности, и 2 последние концепта самые важные. Побеждает тот, кто заботится о:
  • Потребителе
  • Его нуждах
  • Обществе

    4 этапа процесса управления

    Для выживания в высококонкурентной борьбе, необходимо создавать и продавать качественные и ценные продукты/услуги. Задачи управления маркетингом сводятся к 2-м основным моментам: понимание потребностей рынка, удовлетворение их для получения прибыли.
    1
    Аналитика рынка и его возможностей
    Компания изучает рынки для понимания, как лучше реализовать свои планы на базе имеющихся маркетинговых возможностей.
    2
    Отбор целевых рынков
    В рамках этого этапа изучаются условия спроса в текущий момент для прогнозирования показателей в дальнейшем. Рынок становится целевым, когда прогноз спроса устраивает компании. Всего рынков может быть несколько. Затем потребительский рынок разделяется на группы, уделяется внимание позиционированию продукта, выводимого на рынок.
    3
    Формирование маркетингового комплекса
    Такой комплекс включает в себя все доступные способы для управления потребительским спросом, структура которого такова: продукт, цена, продвижение, распределение (продажи).
    4
    Маркетинговая концепция и ее реализация
    Программа управления маркетингом на этом этапе предполагает создание многоуровневой системы планирования и контроля, чтобы анализировать деятельность, выявлять сильные и перспективные продукты, оставлять в прошлом неконкурентные товары/услуги. За основу берутся аналитические данные, и на их базе формируется маркетинговая стратегия вкупе с методами контроля ее реализации.
    В качестве резюме
    Подводя итоги, стоит резюмировать, что менеджмент в любой компании очень важен, чтобы решать такие актуальные задачи, как:
    • Аналитика рынка, спроса, сегментации ЦА, потребностей.
    • Выявление направления в деятельности.
    • Повышение конкурентоспособности.
    • Улучшения эффективности всех производственных процессов.
    • Грамотное распределение ресурсов, чтобы отсечь слабые, а сильные – сделать еще более сильными.
    Вне зависимости от ниши бизнеса, его масштаба, стоит уделять внимание менеджменту.